Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 29.12.2015

Статья просмотрена: 20179 раз

Библиографическое описание:

Меркулова, У. В. Компьютерные игры в жизни школьника / У. В. Меркулова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 128-133. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9429/ (дата обращения: 22.11.2024).



 

В современном обществе существует много проблем — это алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, к этому же ряду можно отнести и компьютерную зависимость. Игра завлекает человека настолько сильно, что он не живёт в реальном мире, и часто путает мир игры с окружающим миром. Такой человек перестаёт работать приносить пользу обществу, замыкается, очень редко выходит из дома. Современной России нужны полноценные здоровые люди, специалисты различных направлений, люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и повседневной хозяйственной и производственной деятельности. Учёные и правительство заметив вред от казино и игровых автоматов, внесли поправки в законодательство и запретили их расположение в городах, для того чтобы люди продолжали полноценно трудиться и приносить пользу обществу.

Обычные компьютерные игры грозят не меньшей опасностью, особенно для юного населения нашей страны. Компьютерные игры — это такие программы, которые созданы, чтобы развлекать человека, занимать свободное время. Играя в компьютерные игры, люди расслабляются, уходят с головой в виртуальный мир. Иногда утихомирить ребенка можно только с помощью компьютерных игр, иногда, когда заняться нечем, это средство от скуки. Однако далеко не все люди задумываются о том, как влияют компьютерные игры на психику человека.

С начала 80-х гг. компьютерные игры на Западе становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Новое увлечение оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. В статьях авторы высказывают мнение, что занятия с компьютером — это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростков переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими. Отмечается и такая опасность, как оскудение эмоциональной сферы подростка, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, а также правого экстремизма. Ряд исследований показал, что у испытуемых, игравших в виртуальную игру, наблюдалось значительно более сильное физиологическое возбуждение, а также большее количество агрессивных мыслей по сравнению с контрольной группой.

Игры развивались и улучшались, привлекая все больше людей. Современные игры предлагают красиво нарисованный трехмерный мир, который, заигравшись, можно принять за настоящий по причине высокого качества изображения и звуковых эффектов.

Игры и проблемы, связанные с ними, занимают второе место в списке компьютерных зол (после болезней зрения). Игромания опаснее, чем карпальный туннельный синдром, интернет–зависимость или информационная перенасыщенность. Во–первых, существует мощная игровая индустрия, которая способствует развитию негативных явлений, связанных с компьютерными играми. Во–вторых, компьютерные игры у многих ассоциируются с азартными, которые — настоящая опасность, прежде всего для кошелька. Развитие игровых технологий приводит к росту количества любителей играть — геймеров. Среди геймеров встречаются разные люди — сторожа, руководители крупных компаний, домохозяйки, журналисты или художники и, конечно, программисты, дизайнеры и системные администраторы. Среди игроманов есть те, которые относятся к своему увлечению спокойно и понимают, что игра — это не жизнь. Однако встречаются те, кто уходит в игру от реальности. Здесь начинаются серьезные проблемы. Игра заменяет таким людям реальный мир. Их круг общения узок, другая деятельность направлена на удовлетворение элементарных потребностей, а все остальное подчинено игре. Время от времени раздаются предложения искоренить «игровое зло». Приводятся примеры, в которых игроманы, наигравшись в стрелялку, идут крушить и убивать в реальном мире. Нельзя сказать, что подобные случаи — выдумка журналистов, однако обвинять всех любителей компьютерных игр и запрещать игры как вид развлечения не стоит.

Влияние компьютерных игр на человека имеет множество аспектов. Одна из видимых проблем связана с тем, что любители поиграть проводят за компьютером слишком много времени, а это, как вы уже знаете, чревато возникновением проблем со здоровьем, которые напрямую не связаны с компьютерными играми, однако являются их следствием. Это проблемы со зрением, с позвоночником, руками, психикой и сном, а также информационные перегрузки. Игра требует пристального внимания. Играя, человек практически не отрываясь смотрит на экран, что вызывает синдром сухих глаз. Длительные игры также влияют на сон и психику: если долго играть, а потом лечь спать, то такой резкий переход чреват проблемами со сном — закрыв глаза, игрок будет видеть картины игры, которые мешают заснуть. Особенно часто такая ситуация возникает со сравнительно простыми играми с повторяющейся картинкой — «Тетрис», «Сапер» или Lines. Подсознательная работа мозга не только затрудняет попытку заснуть, но и делает сон некачественным. Игра снится, причем не в лучших проявлениях. Подобные сны еще больше утомляют: человек может спать достаточное количество времени, однако такой сон нельзя назвать полноценным отдыхом. В последнее время игровую зависимость часто сравнивают с наркотической, алкогольной и другими более известными. Нельзя сказать, что они одинаково опасны, однако у них есть общие механизмы возникновения. Любая зависимость является результатом психологических проблем, которые и приводят к ее развитию. Вид зависимости — алкоголь, наркотики или игромания — это дело случая, результат проявления среды, в которой живет человек. По этой причине, если игровая зависимость проявилась, нужно не прятать диски, а обратиться к психологу. Игровая зависимость — величина непостоянная. Со временем она может вырастать, как, например, растет зависимость от наркотических веществ, хотя у многих игроков увлеченность компьютерными играми со временем проходит. Убывание степени зависимости может быть связано с разными факторами, например, с процессом становления личности и увеличением жизненного опыта. У опытных игроков, которые начали увлекаться играми в подростковом возрасте, со временем происходит переоценка ценностей и игра уже не заменяет им мир. Правда, так происходит в лучшем случае, в худшем игровая зависимость приобретает угрожающие масштабы.

Симптомы компьютерной зависимости

Существуют ряд диагностических критериев, помогающих определить наличие патологического пристрастия по отношению к игре за компьютером. Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические.

Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, намеренное преуменьшение или ложь относительно времени, проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.

Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функций. Неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим компьютерной зависимостью.

Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма — хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.

Большинство родителей не уделяют достаточного внимания контролю над времяпровождением своих детей возле мониторов компьютера, считая, что этот вариант лучше, чем шатание по улицам с непонятными компаниями, даже не подозревая, что последствия от такого времяпровождения могут быть куда серьезнее, чем им кажется. Вы наверняка не раз видели по телевидению или слушали по радио новости с заголовком “Подросток совершил преступление под воздействием компьютерной игры”. И в последнее время таких новостей становится все больше и больше. Но как родителям или близким людям определить, что стадия увлечения компьютерными играми переросла в нечто большее и стала не просто безобидным увлечением, серьёзной проблемой. Психологи выделили ряд признаков, по которым можно определить, что не просто играет в компьютерные игры ради увлечения, а прибывает в состоянии зависимости от них. Такими признаками являются:

                    нежелание отвлекаться от игрового процесса;

                    повышенная раздражимость в случае вынужденного отрыва от игры;

                    отсутствие запланированного времени для игрового процесса;

                    постоянное обсуждение компьютерных игр в кругу сверстников, друзей, коллег;

                    потеря аппетита, готовность удовлетворяться однообразной нерегулярной едой;

                    всплески эмоций во время игры;

                    отрешенность от реальности во время игры, потеря во времени;

                    пренебрежение естественными для человека вещами — сон, гигиена, прием пищи в пользу проведения времени у компьютера;

                    постоянно растущие затраты на покупку игр и дополнений к ним.

Стадии развития игровой зависимости

  1.                Стадия легкой увлеченности возникает после того, как человек несколько раз поиграл в компьютерную игру и увидел красоту графики, оценил реальность звуковых эффектов, а также возможности имитации реальной жизни. Компьютер позволяет человеку с приближением к реальности осуществить мечты. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, ощущая при этом положительные эмоции, и хочет это повторить. Однако такое стремление к игровой деятельности носит скорее ситуационный, чем систематический характер.
  2.                Фактором, свидетельствующим о переходе человека на следующую стадию — стадию увлеченности, является появление потребности играть. Проведение времени за игрой носит систематический характер.
  3.                Стадия зависимости характеризуется не только значимостью игры, которая становится такой же важной, как, например, сон или еда. Эта зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. В первом случае игрок общается с людьми, правда, чаще с такими же игровыми фанатами. Однако связь с социумом в данном случае не теряется. Социальное окружение, пусть состоящее из таких же игроманов, не дает человеку полностью уйти в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических отклонений.

При индивидуализированной форме зависимости такая перспектива реальна. В этом случае человек теряет связь с окружающим миром и компьютерную игру уже можно сравнить с наркотиком. Такая привязанность требует вмешательства психолога.

  1.                Стадия привязанности характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь (в зависимости от скорости угасания привязанности).

Игровая зависимость может остановиться на одной из предыдущих стадий. Наиболее опасной является третья, где без специалиста не обойтись. Однако естественный переход на четвертую стадию опасности для пользователя не несет. Умеренное время, проведенное за компьютерной игрой, может быть даже полезным.

Существуют причины, которые приводят к возникновению игровой зависимости. Основной из них является уход от реальности, желание выплеснуть эмоции. Для такого процесса используется термин «эскапизм». При отсутствии болезненного пристрастия компьютерные игры могут оказывать неплохой антистрессовый эффект.

Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим образом: человек на время уходит в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т. д. Однако следует быть осторожным, чтобы не перейти тонкую грань, когда благотворное влияние игр превращается в болезненную зависимость. В патологических клинических случаях происходит обратное: человек на время выходит из виртуального мира. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, так как в нем нельзя делать то, что доступно в виртуальном. Утверждение «все есть яд, и все есть лекарство» в случае компьютерной игромании особенно точно.

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. С совершенствованием компьютерных технологий растет число поклонников компьютерных игр, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами».

Геймер — человек, играющий в видеоигры, хотя сначала геймерами называли тех, кто играет только в ролевые или военные игры. Несмотря на то, что термин включает в себя людей, не считающих себя полноправными игроками, ими часто называют тех, кто проводит много времени за играми или интересуется ими. По всему миру существует множество игровых сообществ, которые могут принимать формы различных веб-колец, форумов и других виртуальных сообществ. Магазины, специализирующиеся на играх, часто служат местом для сбора групп игроков. До появления Интернета, многие играли через обычную почтовую связь в play-by-mail-игры, которые напоминают онлайн-игры настоящего времени [Вики].

Существование психологической зависимости от компьютерных игр все еще вызывает сомнения у многих специалистов и самих людей, увлекающихся компьютерными играми. Однако бесспорен тот факт, что количество людей, увлекающихся нахождением в виртуальной реальности на сегодняшний день достаточно велико. Существует такое мнение, что механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности, включаясь сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми и начала более или менее регулярной игры в них. Т. е. независимо от того, чем руководствуется человек и что им движет, когда он первое время начинает играть в компьютерные игры, включаются механизмы формирования зависимости, и в дальнейшем та потребность, на которой основан превалирующий механизм, принимает первостепенное значение в мотивации игровой деятельности.

На взрослых людей компьютерные игры также оказывают влияние, как хорошее, так и плохое. Игры заставляют бороться, игры — это азарт. Каждая компьютерная игра может чему-то научить: стратегии, логике, учат размышлять и делать выводы, стремиться к чему-то. Однако человека, который злоупотребляет компьютерными играми, может забыть о реальной жизни. Это зависимость, такая же, как алкоголь, курение, наркотики и азартные игры.

На просторах интернета много онлайн игр. Это прекрасный способ наживы. Человек, увлекшись, затягивается. В итоге он готов отдать все деньги ради какой-то игры. Это психология и те, кто знает, как влиять на психику человека, могут хорошо на этом заработать.

Попадая в виртуальный мир, люди не задумываются о своих проблемах в реальном. Виртуальный мир чаще всего интереснее реального. Он завораживает, привлекает. Там человек может жить той жизнью, какой хотел жить когда-то или хочет жить сейчас. Однако многие забывают, что жизнь свою строит сам человек, и изменить ее может только он. Компьютерные игры — это всего лишь способ спрятаться от реальности. Именно это привлекает людей.

Компьютерные игры не только интересная игра. По компьютерным играм создают фильмы, мультики, пишут книги. Люди собирают тематические вечера, которые посвящены той или иной игре.

Плюсы и минусы компьютерных игр

Сегодня, когда практически каждый человек в мире имеет свою личную виртуальную жизнь, через ноутбуки или другие устройства, популярность компьютерных игрушек смогла достигнуть своего апогея. И дети, и подростки, и даже взрослые могут часами просиживать за компьютером, увлекшись в свою любимую компьютерную игру: Need for Speed, Doom, Аssassin’s Creed Brotherhood, Age of Empires или какую-нибудь другую. Поэтому, совсем не удивительно, что вопрос о пользе или вреде компьютерных игр беспокоит большое количество пользователей, особенно родителей.

Сначала рассмотрим плюсы компьютерных игр. Неоднократные исследования смогли подтвердить положительные результаты от игры в компьютеры. К ним можно отнести отличные развивающие характеристики, которые формируют эти игры, а также они играют положительную роль в процессе обучения, что подтверждено экспериментами.

Так же среди их основных достоинств выделяются: развитие логического, абстрактного и творческого мышления, развитие у ребенка воображения, обучение новым навыкам при наблюдении действий в игре. А также эти игры способны развить смелость, реалистичность, лидерство, научить эмоциональной устойчивости. А благодаря своему яркому изображению, неожиданности и постоянной смене действий и обстоятельств всевозможные стратегии, шутеры, аркады помогают обучиться человеку как можно быстрее реагировать на нестандартные условия и ситуации, а также находить правильные решения.

Более того, компьютерные ролевые игры аналогичные Diablo, Shining Force или Сrysis 2 помогают пользователям отвлечься от реальной жизни со всеми ее проблемами и заботами, и хотя бы на мгновение очутиться в новом, ярком и очень красочном мире виртуальной игры. Сегодня можно играть в игры не только с помощью компьютера, но и других устройств, таких как мобильные телефоны, планшеты, гаджеты и пр.

А вот к основным минусам компьютерных игр можно отнести: развитие жестокости и агрессии. Появление рассеянного внимания, некоторых затруднений в общении и потерю связи с реальным миром. Но к самой опасной угрозе для ребенка можно отнести возникновение зависимости.

Поэтому для того, чтобы избежать зависимости от виртуальных игр, необходимо знать, какие именно виды игр крайне опасны для человеческой, особенно детской, психики. Лидерами, которые вызывают зависимость, считаются ролевые игры, т. к. они способствуют полному слиянию человека с компьютерным персонажем. К ним относятся шутеры, бродилки, стрелялки. В отличие от ролевых виртуальных, неролевые игры, такие как карточные пасьянсы, мир танков и другие оказывают минимальное влияние на психологическое состояние человека. Поэтому в них можно играть практически всем, даже детям.

 

Литература:

 

  1.                Викентьева А. Б. Компьютер как диагноз // Культура. 2000. № 13
  2.                Коляда С. Умные игрушки // Коммерсант. Деньги. 2000. № 33
  3.                Петрова Н. П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация. М.: Аквариум, 1997.
  4.                Сартан М. Верхом на драконе или что развивают компьютерные игры // Школьный психолог. 1999. № 16
  5.                Советский энциклопедический словарь: М. «Советская энциклопедия». 1980.
  6.                Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. — 2003, № 2.
  7.                Шлимович Б. Компьютеры и дети // Наука и жизнь. 1998. № 11
  8.                Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? Директор школы. — 2009
  9.                Яманова Т. Новый вид наркомании. Аргументы и факты. Семейный совет. — 2004. — № 17
Основные термины (генерируются автоматически): игра, компьютерная зависимость, игровая зависимость, компьютерная игра, виртуальный мир, время, реальный мир, компьютер, игровая деятельность, реальная жизнь.